Назад к списку

Успешный предприниматель - кто он?

Каждый владелец компании знает 4 фазы развития бизнеса, о которых мы подробно рассказывали в статье "Жизненный цикл компании: что нужно на каждом этапе, чтобы двигать бизнес вперед". Однако не каждый задумывается о том, какими качествами должен обладать предприниматель на той или иной стадии жизненного цикла организации. А ведь они существенно отличаются и порой даже противоречат друг другу! 


 От того, насколько полно собственник осознает это, различает эти качества и вырабатывает их в себе, целиком зависит успех в достижении поставленных целей. Рассмотрим главные качества предпринимателя на каждой фазе. 


ФАЗА I СТАНОВЛЕНИЕ КОМПАНИИ


Необходимые для Лидера качества - визионерство, амбициозность, энергичность, инициативность, фокус на деньги. 


 Качества, которыми должен обладать Лидер для успешного старта: 

  • Высокий фокус на деньги. Лидер должен любить деньги и все процессы, связанные с ними: считать их, анализировать финансовые отчеты, смотреть, как меняются цифры на счете. Он должен любить движение денежных средств. 
  • Высокая инициативность. На первой стадии предприниматель должен меньше рефлексировать, больше действовать. “Вижу цель, не вижу препятствий” - это как раз про него. 
  • Интуиция. В этом случае речь идет о доверии к миру. Лидер не боится принимать решения и ошибаться. Он чувствует, в каком направлении двигаться, опираясь на “шестое чувство”. 
  • Личная ответственность. Качество, противоположное командной ответственности, когда пространство задач разделяется с кем-то еще. Чаще всего на первой стадии у предпринимателя прослеживается архетип Героя: он не боится брать все риски только на себя. 
  • Глобальность мышления. Для успешного старта владелец бизнеса обязан мыслить широко. Противопоставляется этому качеству детальность мышления. 


 Вот характерные черты для эффективного Лидера на первой стадии. А что тормозит успешный старт? 


  • Структурность. Чем структурнее мыслит предприниматель, тем медленнее он движется к успеху. 
  • Поиск опоры вовне. Ситуация, когда собственник постоянно сомневается в своих решениях и ищет подтверждения своей правоты, ему нужно с кем-то поговорить и убедиться, что он идет в верном направлении. 
  • Детальность. Противоположное качество глобальности мышления. Когда предприниматель пытается обратить внимание на мелочи, при этом не видя картины в целом. 
  • Процедурность. Чем тщательнее на данном этапе Лидер описывает процессы и пытается все контролировать, тем медленнее он движется к желаемой цели. 
  • Ассертивность. Стремление Лидера устанавливать правила и мотивацию в начале пути создает, скорее, препятствия, чем помогает в развитии бизнеса. 

 Собственник не сможет двигать бизнес вперед без желания масштабироваться: сделать продукт лучше, объемы - больше. Это и есть тот самый переломный момент, когда возникает необходимость перехода на вторую фазу. Именно в этой точке появляется множество противоречий, которые необходимо преодолеть Лидеру. 


ФАЗА II АКТИВНЫЙ РОСТ КОМПАНИИ 


Необходимые для Лидера качества - умение находить и привлекать талантливых, заинтересованных сотрудников, навык делегирования ответственности, структурность мышления, процессный подход. Рост бизнеса может быть стремительным и требовать расширения команды и производственных мощностей. К этому моменту команда формируется не только из единомышленников, но просто из “кадров”, за которыми должны быть четко закреплены те или иные обязанности. Лидер должен уметь найти и привлечь талантливых сотрудников, эффективно распределять ресурсы и управлять финансами компании. 


 На этой фазе неизменно начинается хаос, происходит смена мотивации, объемы растут, и в какой-то момент обнаруживается, что в организации нет отчетности, аналитики, структур, ответственности, а важные функции не привязаны к конкретной должности. 


 Основная задача Лидера - превратить этот хаос в систему. Сделать это без таких качеств как структурное мышление, процессный подход, стремление устанавливать правила невозможно. 


 В этом и состоит первый кризис управления - в противоречии качеств первой и второй фазы. На стадии Роста вдруг выясняется, что для движения бизнеса вперед Лидер должен стать полной противоположностью того, кем он был на этапе Становления компании. Поэтому так важно в этот момент разделить роли Лидера и Управленца и решить вопрос: “Управлять дальше самому или нанимать Генерального директора?” Как принять такое решение мы расскажем в следующем материале. 


ФАЗА III ЗРЕЛОСТЬ КОМПАНИИ


Необходимые для Лидера качества - способность анализировать и прогнозировать тенденции развития или спада на рынке, гибкость мышления, навык управления изменениями. Компании удается создать устойчивое положение во внешней среде. Достигается лидерство по продукту, пусть даже и в небольшой нише рынка. 


На данном этапе продукт и организационная структура не зависят от Лидера. Стоимость компании максимальна. 


 Здесь задача предпринимателя активировать в себе те же качества, что и на первой фазе - инициативность, эмоциональность, безразличие к правилам. Однако при этом появляются новые. Необходимо регулярно анализировать рынок и прогнозировать его изменения, мониторить ситуацию с продуктами и клиентами, заниматься стратегическим планированием и разрабатывать инновационные стратегии развития. Важно уметь управлять рисками и вовремя реагировать на новые возможности. 


 Логичным является распределение “обязанностей” с Генеральным директором: управление (менеджмент) в зоне ответственности ГД, а вот поиск новых продуктов, новых рынков - это прерогатива Лидера (владельца бизнеса). Если на этом этапе все еще нет передачи функций ГД, то фаза становится кризисной с точки зрения общей нагрузки на Лидера. Совмещать текущее управление компанией с поиском новых возможностей становится очень сложной задачей и не дает компании набрать максимальные обороты. 


 ФАЗА IV "СТАРОСТЬ” КОМПАНИИ 


 Если на этапе зрелости и стабильности Лидер не проявил предпринимательских качеств, характерных для первой фазы, наступает стадия упадка. Компания находится в состоянии регрессии. Причины могут быть разными, в том числе отсутствие инноваций, устаревание бизнес-процессов или неправильная стратегия развития. Продукт перестает соответствовать запросам рынка. Устаревает модель управления. Становится неактуальным маркетинг. 


 Упадок бизнеса определяется именно несоответствием продуктов, процессов и структуры компании современному рынку. Лидер может принимать меры для оживления своего бизнеса, пытаясь адаптироваться к изменяющейся ситуации. Однако, в некоторых случаях, закрытие организации может быть неизбежным решением. Стоимость бизнеса стремительно снижается. Помочь может уже только полный рестарт продукта. 


 Подводя итог, одно из ключевых качеств предпринимателя на протяжении всего периода развития компании - это понимание, на какой стадии он находится и что должно быть характерно для него, как для Лидера, на конкретном этапе. 


 Приходите на диагностику от ScanBusiness LAB, чтобы вместе разобраться, где та самая точка, с которой начнется новая эпоха развития вашего бизнеса. Или чтобы оптимизировать процессы для масштабирования и захвата конкурентных долей на рынке в случае, если ваша компания находится в фазе активного роста и структуризация это не то, чем вам хочется заниматься в первую очередь. .  

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ScanBusiness LAB

ЕСТЬ ВОПРОСЫ ПО ВАШЕМУ БИЗНЕСУ? ПОЗВОНИТЕ ИЛИ НАПИШИТЕ НАМ!

Обратная связь
Друзья, на наших страничках в социальных сетях вы сможете ознакомиться со всеми новостями и самыми свежими активностями, а также пишите нам в удобный для Вас мессенджер.