Назад к списку

Жизненный цикл компании: что нужно на каждом этапе, чтобы двигать бизнес вперед

Говорить об успешном управлении организацией без знания особенностей ее жизненного цикла и роли лидера на каждом этапе невозможно. Четкое понимание понимание задач каждой фазы и условий для перехода на следующую - это ключ предпринимателя к тому, чтобы двигать бизнес вперед. Вспомним все стадии развития компании. 


I фаза - «СТАНОВЛЕНИЕ» 


Это начальный этап развития, для которого характерны зарождение бизнес-идеи и ее проверка на жизнеспособность, определение целей и привлечение клиентов. Компания только появляется на рынке и сталкивается со множеством вызовов. 

Команда на этапе "Становления” чаще всего состоит из единомышленников, которые следуют за лидером на фоне общей идеи. 

«Смертность» на этой стадии составляет 90%. Снизить этот показатель поможет переход на вторую фазу. А вывести компанию на новый уровень могут два условия: 

  1. Обострение конкурентной борьбы; 
  2. Амбиции собственника, желание масштабировать бизнес. 

Переход к следующей фазе возможен, только если компания определилась с конкурентными преимуществами производимого продукта, которые не находятся в неразрывной связи с личностью владельца. 

Роль самого владельца в этой фазе многогранна - он, как говорится, «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Если спросить собственника компании, которая находится в первой фазе, “Зачем вы работаете?”, ответ почти всегда будет одинаковым: “Чтобы превратить бизнес-идею в продукт и заработать на этом денег”. Этот ответ - своего рода лакмусовая бумажка, благодаря которой можно сразу определить, на какой стадии находится тот или иной предприниматель. То есть, ключевое слово первой фазы - ДЕНЬГИ. 

II фаза - «РОСТ» 

Период активного роста организации. Компания расширяет свой бизнес, стремится к увеличению прибыли и становится более конкурентоспособной. Увеличивается объем производства и клиентская база, а вместе с ними - и необходимость четкого распределения обязанностей. Если на первой фазе «все делали все», вторая фаза требует закрепления ответственности. Возникают не «персоналии», а должности. 

Ключевое слово второй фазы — ПЛАНОМЕРНОСТЬ. 

Успешность развития компании на этой стадии зависит: 

  • от того, как полно члены организации понимают идеи лидера; 
  • от того, в каком объеме члены организации снабжают лидера идеями; 
  • от стремления членов организации реализовывать решения лидера; 
  • от того, эффективно ли построена командная работа. 

Все это делает переход из второй фазы в следующую, пожалуй, самым “болезненным” для компании из всех четырёх. На этом этапе формируется более чёткая роль лидера. Им всё ещё движет предпринимательский задор, который заставляет его заниматься продуктом, рынком, продвижением - словом, “операционкой”. С другой стороны, именно в это время владелец уже начинает понимать, что пора бы приводить всё в порядок, структурировать, создавать систему. Именно эта фаза расставляет все точки над i и определяет, хватает ли собственнику знаний, времени и личного интереса для того, чтобы самому управлять активно развивающейся компанией, структурировать всё и закреплять функции за конкретными сотрудниками, или стоит обратиться к специалисты - то есть, нанять генерального директора. 

III фаза - «ЗРЕЛОСТЬ» 

Третью фазу в бизнесе характеризуют следующие аспекты: 

  • Удаётся сохранять стабильное положение во внешней среде; 
  • Достигается лидерство по продукту; 
  • Устойчивое положение внутри. Структуры легко масштабируются; 
  • Новичкам передается «история успеха»; 
  • Организационная структура не зависит от лидера. 

Это пик развития компании. На данном этапе организация стремится постоянно совершенствовать свою продукцию или услуги, чтобы оставаться на шаг впереди конкурентов. Или не стремится, и тем самым торопит свой переход к следующей фазе - “Старости”. Темпы роста замедляются. Роль лидера на текущем этапе - осознавать необходимость обновлений, генерировать новые идеи и вдохновлять команду, чтобы оставаться конкурентоспособными на активно развивающемся рынке. 

IV фаза - «УПАДОК» 

Стадия старости компании определяется как противоречие между ней и внешней средой, которое выражается или в возникновении конкурентов на занятом рынке, или в исчезновении самого рынка. 

Роль лидера в части поиска новых рынков, новых продуктов, новых ниш усиливается. Если на фазе III это было важным, то на фазе IV это жизненно необходимо и является основой вывода компании на новый виток роста или допущения полного ее исчезновения. 


Итак, полное представление о специфике всех этапов, о функциях, которые должен выполнять лидер на каждом из них, дают владельцу бизнеса колоссальное преимущество в развитии компании.Так как же точно определить свою фазу, свою роль, вовремя увидеть отклонения и скорректировать "западающие программы"? Существуют различные методики, которые помогают собственнику дать быстрый и однозначный ответ, и мы в ScanBusiness LAB успешно используем их. Запишитесь на консультацию по диагностике, чтобы вовремя избавиться от хаоса и развивать бизнес с умом!  

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ScanBusiness LAB

ЕСТЬ ВОПРОСЫ ПО ВАШЕМУ БИЗНЕСУ? ПОЗВОНИТЕ ИЛИ НАПИШИТЕ НАМ!

Обратная связь
Друзья, на наших страничках в социальных сетях вы сможете ознакомиться со всеми новостями и самыми свежими активностями, а также пишите нам в удобный для Вас мессенджер.